Маша Звездецкая |
||
Писатль-читатль-критикль, или магический реализм в действии Эта колонка была написана для страницы Хольма ван Зайчика, где я состою штатным критиком. Но поскольку в ней были затронуты некоторые "методологические положения", я напросилась на публикацию в "Харписне", дабы всем явлены стали мои суровые препозиции. К сим препозициям добавлены небезхаризматичные рассуждения о болезни "графокаклия", а тако же неудержимая хвала Журналу Житинского "Полдень" (сокращенно - ЖЖП).
Что мы знаем о мифологии индейцев? Прежде всего до нас дошли пиктограммы - рисунки, которые
ацтеки и майя читали, а точнее рассказывали соплеменникам (инкам эта форма
письма еще не была известна). Писатль - божество дерзкое, божество, желающее в горний мир. Посему писатль живет по давнишнему, заведенному верховными богами обряду: пишет. Если его роман, будучи прочитанным, зазвучит, произойдет прорыв в верхний мир. И реальность в очередной, сто тысяч пятьдесят первый раз изменится. Преобразуется. Родится вновь. Читатль - божество среднего мира, озабоченное суетными земными
делами. Читатль выращивает маис, приносит кровавые жертвы, торгует и воюет,
возжигает огни, рожает детей, предается суевериям и порокам. Иногда бывает
жалостлив. Но нечасто. Тайна появления писатля на свет окутана мраком. Поговаривают, что как прежде Евы была Лилит, так и допрежь писатля был графокакль. Графокакль имел субстанцию эфирного свойства и где бы ни появлялся, всюду рассеивался. Однако ж после него оставалось чрезвычайное количество трудно толкуемых пиктограмм, что немало нервировало Мишкоатля, коий, будучи божеством охоты, натыкался на творения графокакля буквально повсеместно. Мишкоатль взял за правило бить графокакля дубиной по голове. Поговаривают, что однажды он стукнул графокакля особенно удачно, потому как тот прямо на глазах вошел в разум и просветлел лицом. Так появился на свете первый писатль. Но все в природе взаимосвязано: тут же в недрах земли эхом
отозвалось самозарождение критикля. Из праха, из немоты, из незвучащего
мира явился миру критикль, и облик его был грозен, а речи порождали в
сердцах экзистенциальный ужас... Критикль - божество мира подземного. Однако, имея сущность
хтоническую, будучи гадом, оно умеет скользить меж мирами и пугать доверчивых
читатлей, а тако же посрамлять возгордившихся писатлей, способствуя понижению
их статуса. Самому критиклю статус не важен, потому как он ко всему относится
критически. Ибо гадская природа подчас играет с критиклем дурную шутку:
в иное полнолуние обращается критикль в критикакля, и в новом образе сеет
ужас в сердцах, издавая в полуденный час скрежет зубовный, попустительствуя
порокам, не имея ничего святого за душой. Там где критикль ставит печать,
критикакль попросту гадит, изсирая собой все, до чего дотрагивается. При
этом критикакль мелочен, склочен и склонен к сплетням. А тако же легко
переходит на личности. Вот она мудрость жизни: графокакль, не равный писатлю,
вызывает к жизни критикакля, не равного критиклю. Маша Звездецкая, критикль Добавление: К понятию "графокаклия" имеет смысл подойти с медицинской точки зрения: перед нами несомненная девиация, требующая классификации встречающихся типов и прогностики их социального поведения. Графокаклия не знает гендерных и возрастных различий.
Таким образом, мы с легким сердцем можем констатировать, что ювенильная
графокаклия есть не что иное, как способ социализации подростка в обществе.
Она не заразна, протекает легко и проходит чаще всего бесследно. Новоначальный графокакль еще вменяем, доверчив душой, открыт миру
и почти не выёживается, потому как не знает себе цены. Он творит свои
шедевры дома, почти не требуя от домашних (высоким срывающимся фальцетом)
тишины и внимания к своим занятиям. Все свежесочиненное аккуратно распечатывает,
складывает в папочку, дает читать друзьям и знакомым. Подолгу перечитывает
сам, иногда сомневаясь в себе. Случается, пишет от руки. На этой стадии графокакли не представляют угрозы для общества и не нуждаются во врачебном присмотре, а вовремя встреченный на пути хороший редактор еще вполне способен направить их сочинительские усилия в приемлемое для общества русло. Графокакль со стажем тако же может наблюдаться амбулаторно. Он
еще ни разу не выходил в астрал, не вступал в сношения с Музой, не грозил
пальчиком Льву Толстому и не беседовал с духами Шамбалы о вечном. Хотя
он и полагает свои творения нетленными, все же в глубине души в этом не
убежден, а потому бывает тревожен и мнителен. На советы в области литературного
мастерства отвечает либо визгом, либо простосердечным использованием слова
"х*й" (во множестве). На этой стадии графокакль бывает недоверчив к редакторам, агрессивен
к коллегам-графокаклям, а тако же склонен ко всякого рода конкурсам с
девизом "ну, кто со мной биться?" или "кто меня круче?".
Графокакль с опытом публикаций уже нуждается в регулярном врачебном присмотре. Ему рекомендуется посещать "доктура по психике" не реже раза в месяц. Непосещение кабинета врача чревато необратимыми изменениями на головном мозгу и снижением коленного рефлекса. Развивается острая шизофрения: одновременное осознание себя двумя личностями - Писатлем и "чиста конкретным" человеком. Как правило, эти две личности уживаются плохо и находятся в постоянном конфликте. Вытеснение реальной личности со всей очевидностью указывает на хтоническую
природу вытеснителя: "мелкий бес стережет черные дни и приходит пакостить".
Разумей сице: не писатль пробуждается в тебе, отроче, но графокакль всемерно
укрепляется. Укрепившись, графокакль начинает плодить себе подобных и
выступает с мастер-классами и публичными лекциями: "как я научился
писать", или "не ходи другим путем". Слабых духом выносят
сразу (не всякий годится в графокакли, усумнившимся нет места на исторической
арене!). Более крепкие сжимают зубы и мужественно терпят - пока не почувствуют
зуд в афедроне. Как почувствуют зуд - понимают: се есть sign, знак - что
пора публиковаться! Уходят окрыленные. На этой стадии графокакли образуют чрезвычайно устойчивое сообщество, они непрестанно хвалят друг друга, отвергают всякую критику и ходят исключительно строем, под флагом того издательства, кое взяло их под свою опеку: выкормыши "АСТ", конгрегация "Эксмо", братство отстойных из "Армады" etc еtc etc. Активно публикующийся графокакль обычно позиционирует себя только
как Писатля. При этом реальное историческое лицо, составившее ядро его
личности, прочно забыто. Сомнения отброшены, в глазах - неугасимый огнь
творческого горения. На данной стадии графокакль полон презрения к редакторам, кои, поправляя
за ним огрехи, искажают - с его точки зрения - неповторимый авторский
стиль, и тако же склонен люто ненавидеть критиклей, ибо они не дают ему
забыть о несовершенстве его писаний. Наконец, Суперграфокакль, чей творческий помет активно тиражируется
Издатлем. Это случай, когда никакой доктор уже не поможет. На этой стадии Суперграфокакль воспринимает себя осуществленным Пророком и любит устраивать разнообразные конкурсы, в коих улавливает тончайшие эманации себе подобных. Так формируются графокакльи куклосы. Увы! Изобретение компьютеров существенно повысило процент графокаклей
- противу обычных людей. Стыдное чувство (жаль сибирские леса! это ж лёгкие
нашей планеты!) испарилось бесследно, ибо графокакли поголовно ушли в
сеть. Многочисленные ЛИТО, растущие и звенящие от роста ОВСЫ, погубительные
для слабых духом ТЕНЕТА, а также разные сетевые конкурсы позволяют данному
сообществу прогрессировать со скоростию, устрашающей человека разумного.
Делается "страшно! страшно!": Графокакли возьмут писатлей не
качеством, так количеством: массой задавят. Чем же отличается писатль от графокакля? Все просто: писатль - есть писатль милостью Божией; его сочинения - тонкая магия, и их невозможно разобрать на составляющие, ибо умрет живое вещество литературы. Графокакль - писатль самохотением, он сам себя назначил; поделки его - некая сумма простых, сложносочиненых и сложноподчиненных предложений. Живое вещество литературы в них не обнаруживается даже под электронным микроскопом. И искать не стоит.
|
||
|
||
© М. Звездецкая, 2002
Любые материалы с настоящих страниц могут быть воспроизведены в любой форме и в любом другом издании только с разрешения правообладателей. |