клуб - свет харизмы - хп алимов - hp бурносов - заседания - фоты - чаво - харписня - форум

 
2005 год, выпуск четвертый
 
бенедиктов: "я очень незаметный бастионовец" - звездецкая: "я говорю об эстетическом усилии" - новые ленегды-2
 
бенедиктов: "я очень незаметный бастионовец"
 

Прошел слух, будто на книжные прилавки хлынул эпохальный текст "Путь Шута" от автора "Войны за Асгард" Кирилла С. Бенедиктова и наш весьма специальный корреспондент Грюндиг Иванович Пописсий тут же по проводам задал буквально несколько вопросов примхаркроту, а результаты этой беседы мы приводим ниже.

Доброе утро, Кирилл Станиславович.

Утро? Гм... ну что ж, пусть будет утро. И вам того же, Грюндиг Иванович!

Чем, так сказать, живете в эти судорожные дни, когда во Франции сжигать за ночь пару-тройку сотен "ситроёнов" с "пеугеотами" стало нормой жизни?

Радуюсь. Во-первых, тому, что живу не во Франции, во-вторых, тому, что "ТАГАЗ" безбожно задерживает выпуск автомобилей "Хёнде Аксент", один из которых я рассчитывал получить еще в конце сентября. Возможно, к тому времени, как "ТАГАЗ" все-таки раскачается, жечь автомобили на улицах станет уже немодно.

И что же в этой связи, стоит ли уже всем думающим людям выйти на улицы в хорошо подкованных сапогах?

Ну, хорошо подкованные сапоги - это вообще очень полезная в хозяйстве вещь. Однако выходить в них на улицу абы когда все-таки не следует. Вот сейчас уже скоро зима, слякоть будет на улицах, грязь… какие уж тут сапоги. А когда придет весна, выглянет солнышко, и хорошо прогреет асфальт и брусчатку - тогда и надо будет выйти. Марш 4-го ноября собрал около пяти тысяч сочувствующих. К весне эта цифра вырастет, я думаю, раз в десять.

А, так вы - видный бастионовец?

Нет, что вы, я очень незаметный бастионовец. И в других организациях, к которым я имею честь принадлежать, я, как правило, очень и очень незаметен. Даже если идет дружеская фотосессия, плоды которой выкладывают потом в сеть - и там меня, скорее всего, обойдут вниманием. Но я, знаете ли, не в обиде.

Должны ли в таком случае нормальные люди как-то объединяться или им лучше видеть друг друга издалека?

Нормальные люди безусловно должны как-то объединяться. Например, нормальные мужчина и женщина просто обязаны объединиться хотя бы на какое-то время. Вы улавливаете мою мысль?

На лету! На лету!

Что же касается более многочисленных объединений, то мне кажется очень удачным модель, условно называемая "тайным обществом". Ну, когда все встречаются в каком-нибудь тихом и скрытом от посторонних глаз месте, носят таинственные маски, называют себя условными именами… Не стану развивать эту идею дальше, просто порекомендую всем смотреть последний фильм Стенли Кубрика "С широко закрытыми глазами".

Да? Ну ладно, я взгляну, взгляну. Спасибо, что приоткрыли мне глазки на Кубрика. Хотя Чак Норрис мне безусловно милее и ближе. Особенно когда про техасского рейнджера. Или Шварц с "жидким" - это же просто фантастика!.. Но я отвлекся. А вот в "грелочке" последней не соизволили ли живое участие принять? И как - если таки да? Поделитесь впечатлениями.

Соизволил, хотя и несколько неожиданно для самого себя. Это, вероятно, последний раз, когда я участвую в Грелке, тем более, что этой осенью Грелка выдалась не простая, а юбилейная - десятая. Для меня, впрочем, седьмая - в первой Грелке я не участвовал, потому что не знал о ее существовании, в третьей - потому, что не понравились предложенные Олдями нуль-шишиги, в пятой оттого, что улетал в какую-то командировку. Но, в общем, пора и честь знать. На этой Грелке мой рассказ "Точка Лагранжа" занял, кажется, 12-е место, но я не сильно переживаю по этому поводу.

Да, эти, простите за выражение, нуль-шишиги... Ну а вообще как?

А вообще, конечно, Грелка нынче уже не та, что была раньше. Вот раньше, помню, на каждой Грелке появлялся некий персонаж по имени Джерри Филтон. Фантасмагорический персонаж! Писал рассказы, которые невозможно было прочесть. По-моему, за все то время, что участвовал в Грелках, не получил вообще ни одного очка. И все-таки упорно продолжал писать. А вот на последних двух Грелках я что-то его не наблюдал. Может быть, правда, он наконец решил спрятаться под псевдонимом?

Могу только от души пожать плечами... А вот еще ходят слухи, что днями вышел некий приквел к вашей прославленной "Войне за Асгард". Правда, нет?

Вышел. Я даже купил его, не дождавшись обещанных издательством авторских. На самом деле это не весь приквел, а лишь его первая часть - будет еще вторая, а вот третья пока под вопросом.

И что же это за книга?

Ну, называется она простенько - "Путь Шута".

Да, действительно: незамысловато и вкусненько. Мысли так и начинают роиться.

С известным циклом Робина Хобба об Убийце и Шуте она не имеет ничего общего, название взято из карт Таро. В "Войне за Асгард", если помните, все строилось на гексаграммах "И Цзина", а в приквеле - на раскладах Таро. В сиквеле, до которого, даст Бог, тоже дойдут руки, видимо, все будет вращаться вокруг рун.

Да-да, я тоже заметил: все постоянно вокруг чего-то вращается. Расскажите же: что там и как?

Рассказывать о чем книга, наверное, не нужно? Скажу лишь, что главным ее героем является один из персонажей "Войны за Асгард" Ардиан Хачкай в свои юные годы.

Долго писали, наверное? Всем известна ваша изрядная основательность.

Да года полтора, пожалуй. Поменьше, чем "Войну". Но и объем здесь не тот - 29 листов против 45. Так что поневоле приходилось спешить.

Да, объем подкачал, конечно. А будут ли еще по теме Асгарда какие-то приквелы, сиквелы, бэквелы? Поведайте, буквально на две-три странички мелким почерком.

Человек, знаете, предполагает, а Бог располагает.

Я даже не спрашиваю, заметьте, какой именно Бог. Тут я храню реакционное молчание, выдержанное в лучших традициях политкорректности. Но все же: что дальше?

Кто знает, что ждет нас, кто знает, что будет? (это цитата). Сейчас готова треть второй части приквела, которая, скорее всего, будет закончена зимой. Потом, очевидно, придется рассказать о том, что случилось с героями "Войны" в том странном мире, куда они попали. А вот что будет потом - честное слово, не знаю. Наработок по теме хватит романов на десять, но будут ли эти вариации интересны и мне, и читателям? Вот уж не знаю...

А чем вы еще нас порадовали за последнее время? Что и где напечаталось? И как вы сами это оцениваете в духе присущего вам критицизма: концептуальная вещь, проходная, люблю я этот текст и ты ды?

Дайте подумать... Почти уже год назад вышла в журнале "Если" моя повесть "Восход Шестого Солнца", получившая этим летом премию критиков "Филигрань". Как вы, наверное, уже догадываетесь, повесть эта тоже не простая - первая часть большого альтернативно-исторического романа. Вещь, безусловно, концептуальная. Если предчувствия меня не обманывают, она же выйдет в сборнике "Фэнтези 2006" издательства "ЭКСМО". В таком же сборнике, только за 2005 год, вышел мой рассказ "Кот Эдипа", написанный как раз на прошлую Грелку. Текст никоим образом не концептуальный, но мне симпатичный. Должен выйти в сборнике "Новые легенды-2" рассказ "Прогулка", который некоторые из читавших полагают моей самой большой творческой неудачей, иные же - лучшим из всех моих текстов. Ну и, наконец, совсем недавно я закончил большую повесть "El Corason", совершенно нехарактерный для меня мистический детектив "про любовь". Где и когда она выйдет - сообщу дополнительно.

Ну а что зацепило ваше пристальное внимание из последних новинок книжного нашего рыночка? Что бы вы порекомендовали вдумчивому читателю для вдумчивого чтения?

Бесспорный лидер последних месяцев - "Египтолог" Артура Филлипса в переводе камрада Николая Караева. Рядом с ним, пожалуй, даже и поставить-то нечего. Новинки же, как правило, покупаю, но прочесть не успеваю - приходится сначала читать то, что накопилось за предыдущие месяцы. Поэтому те книги, которые я прочел недавно, вряд ли могут с полным правом считаться "новинками". Тем не менее большое впечатление на меня произвели Нил Стивенсон ("Криптономикон" и "Лавина"), биография Николая Гумилева, написанная его сыном Орестом, а также цикл о Тайном Городе Вадима Панова, который я с удовольствием читал на протяжении всего лета.

Ну тогда - ваши пожелания камрадам по перу и маузеру.

Держите перья остро заточенными, а маузеры - хорошо смазанными!

Чувствительно вам признателен.

Да было б за что! Я получил ни с чем не сравнимое удовольствие, отвечая на ваши провокационные вопросы!

Да уж какие там провокации в наше судорожное время! Тут не до провокаций, ведь подметки на ходу режут... Так, тут меня уже просят выйти вон, так что традиционный вопрос: о чем я вас не спросил, а вы - не ответили?

Грюндиг Иванович! А пойдемте пообщаемся на эту тему в чат? Или, как нынче модно говорить на Третьем нуле, в Гетто?

А и пойдем. А и сходим!

 
звездецкая: "я говорю об эстетическом усилии"
 

Отечественная фантастика прирастает разными людьми. Пожалуй, это да еще корни "старой традиции" не позволяет ей превратиться в исключительно коммерческий продукт - что больше соответствовало бы духу времени, но вряд ли обрадовало бы нас, читателей. Люди "со стороны" - но отнюдь не посторонние! - привносят не только новые веяния, они позволяют взглянуть на привычные для фэндома истины с новых позиций. Порой - спорных, часто - неожиданных, но безусловно интересных.

Одним из таких "людей со стороны" стала Ольга Трофимова - главный редактор издательства "Петербургское Востоковедение", автор ряда научных публикаций, лауреат конкурса "Человек книги-2001" в номинации "Редактор" и конкурса "Человек книги- 2003" в номинации "Человек научного книгоиздания".

О том, какими путями Ольга пришла в фантастику, как ей работалось с составительницей антологии "Новые легенды" Марией Звездецкой, о готовящихся к выходу "Новых легендах-2" и о многом другом вы и узнаете из этого интервью.

- Для начала расскажите, как получилось, что Ольга Трофимова, главный редактор академического издательства, вдруг обратилась к фантастике?

реклама

- Все очень просто. Однажды по электронной почте пришел в Россию из далекой Шамбалы файл - с текстом некой книги и кратким резюме: "Время пришло. Хольм". Это был первый том эпопеи Хольма ван Зайчика "Плохих людей нет". Ван Зайчик - русский разведчик голландского происхождения, который пишет исключительно по-китайски. Для консультирования его переводчиков были привлечены два замечательных китаиста: исследователь средневекового китайского права, известный писатель-фантаст Вячеслав Рыбаков и исследователь китайских народных верований и средневековой китайской прозы, писатель Игорь Алимов. Поскольку это ближние мои люди (Алимов - муж, Рыбаков - старинный друг), то я редактировала все книги Хольма ван Зайчика и ко всем писала предисловия. Последнее, к седьмому тому, который будет называться "Дело непогашенной луны", закончила совсем недавно.

И поскольку Хольм ван Зайчик пишет в жанре "альтернативной истории, я совершенно неожиданно оказалась в эпицентре фантастической литературы. И выяснилось, что она живая, активно развивающаяся, полная поисков и находок. В сущности, за последние десять лет самые заметные и самые интересные книги были написаны в пограничных областях: на стыке старой фантастической традиции (в широком ее понимании) и на стыке серьезной литературы.

- Например?..

- А вот не скажу : Хотя мои пристрастия очевидны, я как-то написала об этом большой материал в газету "Книжное обозрение".

- И если уж мы зацепили эту тему, то ответьте еще вот на какой вопрос: по вашему мнению, каково будущее у постсоветской фантастики? Следует нам ожидать в ближайшие годы таких же ярких, неожиданных дебютов, какие случились в середине девяностых? Или же издатель и рынок нынче бескомпромиссно диктуют авторам свою волю - и нет шанса на что-нибудь, помимо шаблонных городской фэнтези да фантастического боевика?

- Я вовсе не эксперт в этой области, более того, так называемая советская фантастика у меня ничего, кроме ужаса, не вызывает. Стругацких еще читать могу, а от прочего увольте. Однако неожиданные дебюты, безусловно, будут. Но именно что неожиданные. Если в девяностые и позднее очень ярко проявила себя харьковская (и шире украинская) команда, то на исходе первого десятилетия русская литература будет прирастать провинцией, и, возможно, эмиграцией последнего поколения. Вот, к примеру, Алексей Иванов. Вряд ли писатель его дарования возможен в суетных столицах: настоящая проза требует мысли, сосредоточенной душевной работы, стилистической точности и ясности.

Питерцы и москвичи живут окруженные со всех сторон пожирателями времени, и только сознательный отказ от суеты или внезапная "болдинская осень", то есть вынужденный карантин, могут стать причиной новых неожиданных книг. В противном случае неоткуда им взяться - в безмысленном (sic!) пространстве возникают только поточные книги.

Я не уверена также, что только издатель виноват в перенаполнении книжного рынка форматными романами. Видите ли, писательская судьба - это выбор. Можно петь под фонограмму и писать форматные романы, а можно петь только вживую и годами ожидать публикации. Но именно выношенные, выстраданные книги становятся новыми неожиданными событиями, только они. Хотя пути Господни неисповедимы, и всякое может приключиться в нашей жизни.

- Скажите, как вам работается с составительницей антологий "Новые легенды", Машей Звездецкой? Говорят, у нее непростой характер...

- Маша Звездецкая самозародилась в недрах сети Интернет как штатный критик Ордусской борды (сетевой страницы Хольма ван Зайчика). Можно сказать, что она вполне взрослая барышня: ей уже 5 лет. Чувствует она себя в моем организме совершенно превосходно - иногда я ощущаю, что во мне живут два разных человека, которые волей судеб делят одно физическое тело. На книжной ярмарке интеллектуальной книги "non/fiction"-2003, где в первый день Ольге Трофимовой вручали диплом "Человек научного книгоиздания", во второй день та же особа давала пресс-конференцию о новых романах Хольма ван Зайчика уже как критик Маша Звездецкая. И если кого и смущало это обстоятельство, то явно не меня.

Ольга Трофимова организует издательский процесс в области научного книгоиздания. Маша Звездецкая читает современную прозу и пишет довольно ехидные критические статьи и обзоры. Но поскольку она тоже особа деятельная, то периодически прикладывает руку и к художественной литературе.

- Как вообще появилась идея создания "Новых легенд"? Уже несколько лет подряд российские издательства выпускают разновсякие сборники фантастики. Чем "Новые легенды" принципиально от них отличаются (если, конечно, отличаются)?

- Нынешнее время вернуло читателю рассказ. Стало выходить много самых различных сборников: авторских, тематических, корпоративных. Что их различает?

Я думаю, что прежде всего фигура составителя.

Как известно, к составлению сборников можно подходить по-разному.

Можно представить читателю годичный срез новинок фантастики (сборники АСТ и ЭКСМО), включив в книгу как именитых, так и новоначальных авторов. Эти сборники - своего рода издательский мэйнстрим, отражающий текущее состояние литературных дел.

Здесь составителем выступает издательский редактор, хорошо представляющий себе ситуацию на книжном рынке.

Как сопутствующие можно рассматривать тематические сборники: про пиво, про умный дом будущего, про котов и т. д. Эти сборники довольно непредсказуемы, потому что составитель поставлен в очень узкие рамки - от сих до сих, и отнюдь не всегда удается найти необходимое количество тематических рассказов. В итоге сборник может получиться хорошим и неожиданным - если тема волнует многих писателей, а может выйти жалким и горестным - если составителю пришлось брать, что дают, потому что тема вдохновляет не слишком. Но чаще всего получается нечто среднее, и качественные тексты (старые и новые) перемежаются текстами так себе.

И, наконец, есть издательские маргиналии - случайные, пробные сборники. Это сборник "Стирателей" в "Альфа-книге" или грелочные сборники в "АСТ". Качество таких книг, как правило, крайне невысоко. И что в них делал составитель, как правило, решительно непонятно.

"Новые легенды-1" еще не слишком отличались от издательского мэйнстрима, зато "Новые легенды-2" отличаются заметно, и в лучшую сторону. Я надеюсь, что это почти образцовая антология мистических и фантастических историй.

- Каков принцип формирования "Новых легенд": как выдерживается баланс между авторами известными, не очень известными и совсем не известными? Есть ли, скажем, шансы у рассказа Иван Иваныча Иванова, автора талантливого, но малоизвестного, попасть в такую антологию?

- Я собирала "Новые легенды-2" ровно 9 месяцев. Симптоматично? Сети забрасывала широко, приглашала самых разных людей, в том числе и талантливых начинающих. Правда, с одним условием: без обид, если текст мне не понравится. У составителя есть мировоззренческая и литературная позиция, и в собирании книги его ведет то же самое невнятное творческое чутье, которое знакомо каждому писателю.

Мне хотелось представить фантастическую прозу как серьезную и качественную литературу, к тому же эстетически состоятельную. При этом книга задумывалась как несомненно интересное чтение.

Вот между какими Сциллой и Харибдой я бродила почти целый год.

- А как вы оцениваете ситуацию с фантастическим рассказом в целом? Он-то вернулся к читателю, но если раньше авторы стонали, дескать, негде рассказы публиковать, то теперь стонет читатель. Потому что появилось много (может, даже слишком много) площадок, на которых можно заявиться с тем или иным текстом, - и авторы строчат рассказы "на коленке", не слишком заботясь о качестве текстов. И, выходит, что сборники рассказов, по которым люди действительно изголодались/соскучились, с каждым годом теряют свой авторитет. Согласны ли вы, что среднее качество публикуемых рассказов падает? И достаточно ли в этой ситуации просто выпустить очередной, пусть даже очень качественный сборник? Или нужно еще и заниматься его продвижением на рынок? Способны ли российские издательства и готовы ли делать такие шаги (ведь это требует финансовых вложений)?

- Когда вышел первый "грелочный" сборник, я обомлела. Мне казалось, что ниже падать некуда. Однако последующий "стирательский" сборник показал, что я ошибалась: бездна не имеет дна. Сейчас составлять книги рассказов готовы все кому ни лень: и молодые талантливые авторы, и книготорговцы-лоточники, и люди со стороны. Я начала было писать: "С одной стороны, это хорошо..." - и поняла, что не могу закончить фразу, потому что это ни с какой стороны не хорошо. Наводнит книжный рынок халтура, пропадет читательский интерес, и опять издатели будут брать сборники в работу неохотно.

Есть ли выход? Безусловно. Печатать сборники лучшего, печатать тематические сборники, печатать ежегодники - то есть продолжать обычную издательскую работу, чураясь дилетантов и непрофессионалов.

А продвигать нужно не столько сборники, сколько рассказчиков. Впрочем, хорошие рассказчики всегда были востребованы и будут востребованы, такова уникальная природа жанра.

- Вот кстати про "молодого талантливого автора". Это ведь уже стало термином - МТА, причем термином с негативным оттенком. И говорят, что выдумали его на форуме "Клуба харизматиков", члены которого в основном и составили ядро первых "Новых легенд". Так что уж расскажите подробней, во-первых, про происхождение этого термина, и, во-вторых - про сам "Клуб". Насколько правомерно сравнивать его с другими литературными объединениями фантастов: "Бастионом", "Стирателями" и т. п.? И не являются ли "Новые легенды" еще одним "клубным" сборником, сопоставимым со "стирательскими" и с выпусками "Сакральной фантастики"?

- Было так. Сидели мы с Василием Мидяниным в чате "Харизма", вдруг вламывается туда некий "стиратель" и объявляет на всю сеть: "Я молодой талантливый автор такой-то". Стало любопытно, что за тексты пишет наш герой. Долго после этого не стихал веселый шум в чате. МТА - это специальный формат молодого автора, который считает себя талантливым, но таковым вовсе не является.

Что же до "Клуба русских харизматических писателей", то это уникальное человеческое и писательское сообщество, объединенное высокими дружествами и сходными воззрениями на эстетику. Два эти фактора, как никакие иные, способствуют образованию литературной группировки. Что же до "Бастиона", то в его устроении присутствует политическая компонента, что мешает считать его собственно литературным объединением. Ну а о "Стирателях" и вовсе говорить нечего, это вариант подросткового клуба по интересам.

"Новые легенды" не были клубным сборником ни в первом выпуске (Мария Семенова, Хольм ван Зайчик, Леонид Каганов в харизматиках не замечены), ни тем более во втором, состав которого меня саму удивляет разносторонностью тем и авторов. Но в обоих случаях имела место попытка общей эстетики.

- В чем же эта эстетика выражается, какова она?

- В обезбоженном веке только эстетика может стать новой этикой, которая позволит человечеству не только выжить и пережить, но и остаться живу. Эстетика - как стремление к совершенству. Подробнее здесь: Манифест гребаных эстетов (Реконкиста. Новая почва / Сборник эссе. М.: "Мануфактура, 2005).

- Насколько я знаю, вторые "Новые легенды" стартуют уже вне фантастических серий. Почему?

- Русская мистическая проза - в самом широком понимании мистики - очень востребованный жанр. Она многим интересна - и писателям, и читателям. Поэтому стоит попробовать запустить линейку образцовых сборников как отдельный проект, чтобы акцентировать писательскую деятельность в данной области.

Сборник напоминает здание - в нем должны быть несущие конструкции; он также сходен с телом человеческим - в коем должен быть костяк, что удерживает мышцы. То есть в сборнике должны быть рассказы скелетные и рассказы мясные.

Когда я говорю "образцовый" сборник, я вовсе не претендую на безупречность каждого текста. Я говорю, скоре, об эстетическом усилии, так или иначе присутствующем в каждом тексте сборника, где есть рассказы и повести превосходные, есть хорошие, есть недурные. Нет только - плохих.

Что-то понравится одной группе читателей, что-то другой - необходима известная разновкусица. Именно известная, речь вовсе не идет об эстетическом беспределе, но напротив - об определенной мировоззренческой и литературной позиции, которую лучше всего отражают слова Р. Браунинга: "A man's reach should exceed his grasp, or else what's Heaven for?"

- Но кроме разновкусицы и эстетического стержня есть ведь еще "настроение сборника". Первая антология показалась мне достаточно мрачной: большинство опубликованных в ней мистических историй заканчивались, мягко говоря, не радостно. Что это - дух времени, свойство мистических историй вообще? И каково, на ваш взгляд, настроение второй антологии?

- Я думаю, что это дух самой мистики. Если слишком долго глядеть в бездну, однажды она посмотрит на тебя. Так уж устроена жизнь, что удивительные истории часто заканчиваются скверно. Вот идете вы по жизни, а за правым плечом у вас - ангел, который всякое ваше деяние видит и памятует, а за левым - бес (не зря плюем через левое плечо, но чтобы беса отогнать!) неусыпно за вами наблюдает и всяко вас пытается увлечь с пути прямого на путь лукавый - речами прелестными, прельстительными. Чуть послушал беса, и - пропал.

А в обезбоженном мире и без всякого беса пропасть легче простого.

Сел, к примеру человек в лифт. И не доехал до своего этажа. И вообще никуда не доехал. Пошел в парк с ребенком - и не вернулся.

Самая обычная прогулка заканчивается непереносимым ужасом, а заурядный городской лифт становится смертельной ловушкой.

Опять же, вы выходите выносить мусор, а у дверей сидит кот. И никто никогда не скажет наверняка, кто в его теле пришел на ваш порог.

Обыкновенная кошка может оказаться зловредным оборотнем, а в купленное по случаю деревце бонсай может вселиться душа великого самурая.

Редкий английский чай способен переменить мировую историю, а для уничтожения мира оказывается достаточным довериться первому встречному незнакомцу.

В загадочной республике Карастан обживают ад на земле, и ежедневно Хароны современного мира подвозят новые и новые партии бестелых душ к транспортным терминалам.

А на московских улицах посвященные видели единорога - и это обнадеживает, но те же самые московские улицы в одночасье заполняются инфернальными созданиями - и тут надежду следует оставить при входе.

Это я вам вкратце рассказала про сборник "Новые легенды-2". Мрачный ли он? Не думаю, что мрачнее жизни. Однако есть в нем, как и в жизни, светлые рассказы. Есть и истории, в которых все заканчивается хорошо.

- Расскажите хотя бы вкратце о том, когда ожидать вторую антологию и какие авторы туда вошли?

- Ожидать - в конце ноября, к очередной ярмарке "non/fiction". Книжка получилась увесистая, почти сорок авторских листов, причем все это первопубликации, написанные специально для антологии. Три новых повести - от Алана Кубатиева, Василия Мидянина и Михаила Харитонова. Два десятка рассказов - от Игоря Алимова. Юрия Бурносова, Вадима Панова, Михаила Кликина, Никиты Красникова, Марии Галиной, Ильи Новака, Алексея Андреева, Кирилла Бенедиктова, Александра Зорича, Владимира Березина, Сергея Булыги, Сергея Волкова, Александра Сивинских. Есть новички - Николай Караев и Сергей Легеза.

А еще там есть очаровательный цикл рассказов, написанный Владимиром Ареневым - "Королевская библиотека: свитки сочинителей".

Вот давайте теперь я вас спрошу, Володя, как вам работалось с составителем Машей Звездецкой?

- Вообще-то, это запрещенный прием! "Вопросы здесь задаю я!" - и т. д. Но раз уж спросили, так я честно отвечу: хорошо работалось! Для меня хороший редактор не тот, который просто подчищает за автором все его "сопли", а тот, который указывает на системные ошибки и предлагает разные варианты их решения. В конце концов, как ни пафосно это прозвучит, общая задача автора и редактора - сделать максимально качественный текст, который сохранит все, что хотел сказать писатель, но будет при этом понятен не только ему одному. В этом смысле работа и над "Паломничеством жонглера", и над "Свитками сочинителей" из "Королевской библиотеки" меня многому научила. И это не просто дежурные комплименты, это на самом деле так.

- А говорят, я чистый зверь :-)

- Не без того. Интересно, как реагировали на ваши редакторские замечания другие авторы? Это же, наверное, чертовски сложно: найти общий язык с двумя десятками писателей, очень разных и по стилю, и по характеру?

- Общий язык найти как раз просто, труднее войти в стилистическую манеру автора. А когда войдешь, правки появляются сами собой: все мы существуем в одном и том же пространстве русского языка :-) Могу сказать только, что очень мало правок у авторов, воспитанных на пишущих машинках, советских редакторах и творческих семинарах далекой уже советской поры. Править Кубатиева и Бачило - не нужно, разве что словцо какое случайно не на место стало. Не имеет смысла править тех стилистов, что и без редактора страдают перфекционизмом. Так пишет Владимир Березин. Зато с другими стилистами работать, наоборот, интересно: и они пребывают в поиске, и их редактор. В данном случае я говорю об Игоре Алимове и Юрии Бурносове. Бывают случаи и совершенно бешеной правки, но я иду на это, если рассказ того стоит.

Я хочу найти индивидуальные стилистические особенности каждого автора и хочу их сделать очевидными и для других. А еще мне нравится открывать новые имена :-)

- И напоследок - ваши пожелания читателям журнала "Реальность фантастики".

- Меньше нехороших чудес, больше радости в жизни! :-)

Беседовал Владимир Пузий (иногда, по произволу интервьюируемой, превращаясь во Владимира Аренева). Опубликовано -Ольга Трофимова: "Фантастическая проза - серьезная и качественная литература, к тому же эстетически состоятельная!" (Реальность Фантастики, № 11 (27) за 2005 год).

 
новые легенды-2
 

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА "НОВЫЕ ЛЕГЕНДЫ-2"

Предисловие редактора

МИСТИКИ НА ВОСТОЧНЫЙ ЛАД

Вадим Панов. БОНСАЙ
Игорь Алимов. "О ЧЕМ УМОЛЧАЛ ПУ СУН-ЛИН": 1. ROMEO IS BLEEDING. 2. REAL LOVE

МИСТИКИ НА ЗАПАДНЫЙ ЛАД

Алексей Андреев. ЦВЕТОК
Мария Галина. СЕРЖАНТ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Владимир Березин. ГОЛЕМ
Николай Караев. ПУТИ ЕДИНОРОГОВ
Сергей Легеза. КРУЖКА ТЕМНОГО

СЛАВЯНСКИЕ МИСТИКИ

Михаил Кликин. НАШ УПЫРЬ
Сергей Волков. ВЕДЬМИН КОЛОДЕЦ
Сергей Булыга. ЖИГИМОНТ ПОСЛЕДНИЙ

СОВРЕМЕННЫЕ МИСТИКИ

Никита Красников. НЕДОКУМЕНТИРОВАННЫЕ ФУНКЦИИ
Илья Новак. ТОНКИЙ БОЛЕЗНЕННЫЙ ЗВОН (ХОЗЯИН)
Юрий Бурносов. ЛИФТ
Александр Сивинских. ФОРМАЛИНЩИК
Кирилл Бенедиктов. ПРОГУЛКА

МИСТИЧЕСКИЕ СЛУЧАИ И СКАЗКИ

Александр Зорич .У СОЛДАТА ЕСТЬ НЕВЕСТА
Никита Красников. СКАЗКА О ПОСЛЕДНЕМ ПОЭТЕ
Владимир Аренев. КОРОЛЕВСКАЯ БИБЛИОТЕКА: СВИТКИ СОЧИНИТЕЛЕЙ
Вступление в Библиотеку. MANUSCRIPTA DIVINA: Губительная страсть. Слово пророково. Свобода выбора. MANUSCRIPTA MORTIFERA: Нечаянное убийство
Дело о жутком убийстве известного сочинителя Фикторра Премудрого. "...и немного кислого пива". MANUSCRIPTA MIRIFICA: Библиотекарь. Каморка под лестницей. "Когда б вы знали!.." Заклинание для сочинителя

МИСТИЧЕСКИЕ ПОВЕСТИ

Михаил Харитонов. ЛАПСАНГ СУШОНГ
Алан Кубатиев. ПЕПЕЛЬНЫЙ РЕЙС
Василий Мидянин. МОСКОВСКИЕ ГОЛЕМЫ

Справки об авторах

 
НЕОБОРИМОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ ТАЙНЫ,
или ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
 

1

По выходе книги "Новые легенды" мой друг, молодой и яростный физик, совершенный материалист и знатный спорщик, сказал: "Нет тут никакой мистики, есть сплошные чудеса".

Ничего удивительного, ведь греческое слова mistikos переводится как "таинственный". От него произошли и слово "мистика", в самом общем смысле означающее нечто загадочное, совершенно необъяснимое, и термин "мистика", значение которого куда более строго и узко: это - учение о мистическом богопознании, а также совокупность религиозных практик, обслуживающих данное учение.

Цель практикующего мистика - приблизиться к Богу, Абсолютному началу и первопричине всех вещей, соединиться с ним.

Цель мистика-теоретика - обосновать и осмыслить подобную практику теоретически, создать правила, ее регулирующие, сохранить наработанные методики.

Можно ли написать об этом художественный текст? Почему бы нет, хотя задача крайне сложная как для писателя, так и для читателя: текст непременно потребует напряжения ума - высокая теория никому не дается легко.

Однако в обыденной жизни все гораздо проще: мистика обывателя замешана на вере в сверхъестественное, которое в любой день и час может повстречаться на нашем пути, на вере в потусторонний мир и иную реальность и в возможность общения с ними. Подобное понимание мистики восходит к древним представлениям о всеобщей тайной связи людей, вещей и явлений, представлениям, которые существовали до христианства, вместе с ним и после него - в эпоху атеизма.

2

Всякая мистика укоренена в религии, из религии произрастает и ею укрепляется. Но сколь различны тайные пути познания! Христианский мистик знает, уверен, что Бог есть, стремится к Господу всей душей, неустанно ищет Путь к нему - интуитивно, часто на ощупь, или же по едва заметным вешкам, оставленным преуспевшими посвященными. Это - мистика единобожия, поиск и обретение Света. Самое понятие "мистика" вызрело в недрах западноевропейской цивилизации, различающей "разум" и "веру", "разум" и "интуицию", а также "рациональное" и "иррациональное".

Ранние мистики единого Бога не знали, они верили во многих богов, практиковали первобытную магию, устраивали мистерии, увлекались тайнами природы. Это - мистика многобожия, или натур-мистика. Естественным продолжением ее стала мистика средневековая с ее алхимическими ретортами и астрологическими прогнозами, с гаданиями и тайными ритуалами. По сути, это мистика безбожия, поиски во тьме. В здешних сумерках блуждает и современный атеист, не признающий ни Бога, ни дьявола, а все необъяснимое сходу объявляющий дурными чудесами и обывательской дикостью. Неверие атеиста - темная, оборотная сторона веры.

Если Бога нет, или если Бог исключен из картины мира, важными становятся другие таинственные силы - духи и демоны, мировая энергия и космический разум, НЛО и пришельцы. Мистика без или вне Бога - это магия и чародейство, экстрасенсорика и спиритизм, т. е. самые различные виды оккультизма (от латинского occultos - "тайный, сокровенный") - эзотерических, подчас запретных знаний, обладание которыми позволяет воздействовать на скрытые силы природы и человека и даже контролировать их.

Современный ученый, который пытается познать природу и поставить ее на службу человечеству, подчас тоже кажется мистиком, потому что исповедует религию науки и ведет свои поиски на тех же непознанных путях, что и адепты мистических учений. У науки те же тайны, что и всего остального человечества: происхождение Вселенной, происхождение жизни на земле, тайна жизни и тайна смерти. Кроме того, рациональный научный способ познания мира не отменяет мистического состояния, которое с давних пор описывается словом "эврика!".

Откуда снисходит вдохновение? Никто не скажет наверняка. Но думаю, что не самим собою и не одним собою живет человек, и невозможно вывести за скобки "всего живого ненарушаемую связь".

3

В книге "Новые легенды-2" читатель не найдет ученых трактатов, зато прочитает множество великолепных рассказов об удивительных событиях и таинственных случаях.

Здесь мистика на восточный лад и на западный, на славянский манер и на современный; здесь рассказы страшные, безнадежные и - таинственные, романтические; здесь истории совершенно невообразимые и такие, которые могут случиться абсолютно с каждым.

Сел, к примеру человек в лифт. И не доехал до своего этажа. И вообще никуда не доехал.

Пошел в парк с ребенком - и не вернулся.

Самая обычная прогулка заканчивается непереносимым ужасом, а заурядный городской лифт становится смертельной ловушкой.

Опять же, вы выходите выносить мусор, а у дверей сидит кот. И никто никогда не скажет наверняка, кто в его теле пришел на ваш порог.

Обычная уличная кошка может оказаться зловредным оборотнем, а в купленное по случаю деревце бонсай может вселиться душа великого самурая.

Правда, чудеса обезбоженного мира все больше плохие, нежели хорошие...

Редкий английский чай способен переменить мировую историю, а для уничтожения мира оказывается достаточным довериться первому встречному незнакомцу.

В загадочной республике Карастан обживают ад на земле, и ежедневно Хароны современного мира подвозят новые и новые партии бестелых душ к транспортным терминалам.

А на московских улицах посвященные видели единорога - и это обнадеживает, но те же самые московские улицы в одночасье заполняются инфернальными созданиями - и тут надежду следует оставить при входе.

Обращение к темной премудрости неизбежно калечит жизнь, и хорошо, если страдает один человек, но можно сподобиться ненароком уничтожить едва ли не всю белую расу!..

4

"С горы скатившись, камень лег в долине.
Как он упал? Никто не знает ныне -
Сорвался ль он с вершины сам собой,
Иль был низринут волею чужой?
Столетье за столетьем пронеслося:
Никто еще не разрешил вопроса", -
писал Федор Иванович Тютчев.

Иногда чудеса приходят и происходят сами по себе, но чаще всего их вызывают к жизни люди, и их безрассудное обращение с непознанным меняет контуры человеческих судеб и очертания земных материков.

Тайна - всегда рядом.

Мне очень нравятся авторы этой книги. Весь этот год мы вместе пытались собрать образцовую антологию мистических и фантастических историй, и я надеюсь, что это нам удалось. Сегодня мы выносим на суд читателя только самые новые, самые свежие рассказы и желаем ему - нескучного чтения!

Маша Звездецкая,
по пятом годе третьего тысячелетия
от Рождества Христова

 

 
другие выпуски "света харизмы"
 
 
клуб - свет харизмы - хп алимов - hp бурносов - заседания - фоты - чаво - харписня - форум
 
 
© Клуб русских харизматических писателей, 2005
Любые материалы с настоящих страниц могут быть
воспроизведены в любой форме и в любом другом издании
только с разрешения правообладателей.