харизматический писатель Бурносов
|
СЮНЬКА ГОЛОМАЗДИН
|
Если насрали в банном раздевальном шкафчике, то будет вонять долго, упорно и гадко. Сюнька Голомаздин знал это точно, потому что работал банщиком уже восьмой год. Поэтому первое, что он делал после закрытия моечных общих отделений, это обходил раздевалку и тщательно осматривал шкафчики. Надо сказать, что в шкафчиках можно было обнаружить не только дерьмо, но и полезные вещи. Абрамовна из женского спьяну хвасталась, что нашла так два золотых кольца и дорогую пудру. Сюньке покамест не очень везло: список найденных вещей ограничивался пятирублевой монеткой, очками с неясными диоптриями и книгой французского писателя господина Барбюса "Огонь". Не считая, понятно, совсем уж мелочи: старых газет, носков и те пе. Однако надежды он не терял и каждый вечер проводил тщательный досмотр. В шкафчике за номером 49 валялся старый проездной на троллейбус, еще за сентябрь. А в шкафчике 50 кто-то насрал. Для всех работников бани это было загадкой: почему люди срут в шкафчики? Ведь в каждом отделении был туалет, который довольно исправно работал, а они - срут. Почему? Ладно бы еще ссали: моча утекает в канализацию, Господь с ней, кто не ссал хоть раз в бане? Все ссали. Это как в речку нассать. Но срать зачем? Вот и сейчас аккуратная кучка, напоминающая чем-то раковину прудовика, лежала на полу шкафчика. Сюнька пошел за совком и метелкой, припоминая, кто же из посетителей сегодня тут раздевался. Он все собирался завести книжицу, чтобы там писать, кто в какой шкафчик угодил, да никак не собрался... И, видно, напрасно. А то бы выловил сруна моментально. Собрав дерьмо на совок, Сюнька выкинул его в урну, а пол в шкафчике тщательно вымыл. Он не был брезглив: после школы отработал три года санитаром в морге. В армию Сюньку не взяли, сославшись на статью, но ему это не было интересно: в армию он не хотел. А в банно-прачечный комбинат его пригласили случайно, просто директор товарищ Какованин был в дружбе с отцом Сюньки, Валентином Степановичем. Сюнька - значило Станислав. Откуда повелось звать его Сюнькой, сам он не помнил, но и не протестовал - чем-то даже нравилось. Товарищи моющиеся любили Сюньку, который мог и пива принести, и запас веников держал, и вообще был человек учтивый. Директор тоже не имел претензий и раз на День Победы даже обещал повысить Сюньке зарплату, да видно потом забыл. Замыв следы дерьма, Сюнька продолжил осмотр шкафчиков и в номере 73 обнаружил, наконец, нечто совершенно неожиданное. Это был мертвец; он сидел в закрытом шкафчике на полу, поджав ноги к животу и обхватив колени руками. Абсолютно голый, мертвец был мужчиной лет сорока пяти с худым лицом и выпученными мутными глазами. Сквозь губы просунут был кончик языка, синий и слизистый, который особенно испугал Сюньку. Между ног торчал синеватый залупившийся член, выпачканный чем-то засохшим, белесым. Сюнька с криком захлопнул дверцу шкафчика, как если бы мертвец захотел оттуда выбраться и вдруг зашевелил бы своими руками. Между тем в номере 73 все было тихо. В самой раздевальне светили электрические лампы и пахло, как всегда пахнет в бане: раскисшими обмылками, пивом, рыбными кишочками, гнилым деревом и хлоркой. Это успокаивало, и Сюнька, постояв с минуту в оцепенении, снова открыл дверцу. Мертвец сидел на месте, все так же ухватив себя за острые колени. На ногах его росли бесцветные волосинки, стоявшие сейчас дыбом, словно как у мерзлой курицы. Что бы это мог быть за человек? Такого посетителя Сюнька сегодня не помнил, но он мог и пропустить его, когда убирал в туалете или прочищал стоки. Вещей в шкафчике не имелось, то ли их забрал кто-то, то ли человек пришел сюда голый и умер. Но разве могло быть, чтобы голый сам пришел в баню и там умер? Нет, это неправдоподобная история. Ограбили его, что ли? - подумал Сюнька. Потом закрыл дверь на щеколдочку и пошел к директору советоваться. Директор находился еще у себя и читал толстую книгу без иллюстраций. Как потом выяснилось, это и был роман французского писателя товарища Барбюса "Огонь". В кабинете директора уютно светили лампы дневного света и урчал кондиционер. На столе стоял чай в пластиковой китайской чашке и тут же печенье в вазочке. Увидев Сюньку, робко вошедшего и застывшего посреди кабинета, директор положил книгу и спросил: - Что, Станислав? - У меня, Илья Ильич, происшествие: мертвец в шкафу. Директор переменился в лице. - Ты что говоришь-то? Или шутить решил? - Нет, Илья Ильич, мертвец и есть. В шкафу сидит. - Мертвый? - Мертвый. Директор поднялся и решительно сказал: - А пойдем посмотрим! И они посмотрели. - Самый настоящий мертвый мертвец, - сказал директор, побледнев. - Нужно вызывать милицию, а, Станислав? Мертвец смотрел на них равнодушно, совершенно своей судьбой не интересуясь. - А может, не надо милицию? - спросил Сюнька. - Не надо? - Директор глубоко задумался. - Может быть, может быть... Посмотри-ка, этот тип тебе не знаком? Сюнька посмотрел, хотя уже видел ранее и знал, что не знаком, но директора не уважить не мог. - В первый раз вижу, Илья Ильич, - сказал он. - Вот беда... Что ж, совсем не знаешь? - Совсем, Илья Ильич. - И белье сперли, и одежду, - сказал директор в сокрушении. - Что же делать? Люди и мыться не станут, когда узнают. Кому охота после мертвого тела мыться? - А давайте бросим его в реку, - предложил Сюнька. - Уже ночь скоро, нет никого, мы его скоро и вынесем. Директор посмотрел на него сердито и покачал головою: - Не хороша идея. - Отчего не хороша? Если и всплывет, скажут, залился человек. - Всплывет? Вот уж не знаю... А что, завернуть его есть во что? - А вот простыни. Они стали вынимать холодного мертвеца из шкафчика. Мертвец не вынимался: он просидел там уже давно и потому закостенел, цеплялся за все желтыми ножными пальцами и сильно мешал. - От зараза, - сказал директор. - А что, вот я руками его брал за голое, это не опасно? - Не опасно, Илья Ильич. - Смотри же. Давай еще раз. С горем пополам они наконец достали мертвеца и положили в простыню. Директор взял его за ноги, а Сюнька - за плечи. В холле никого не было, на электронных часах как раз выпрыгнуло без двенадцати одиннадцать. У выхода из урны торчал и пах сырым листом разлохмаченный березовый веник. - Понесем через двор или мимо кочегарки? - спросил директор, кряхтя и цепляясь каблуками за порог. - Через кочегарку ближе. Все одно кочегары если не ушли, то пьяные спят. Баня сливала свои отходы из большой трубы в речку . В окрестностях трубы купались зимою местные моржи, потому что вода там никогда не замерзала и была не в пример теплее. Тут же имелись небольшие мостки, на мостках ближние жители стирали ковры и всякие большие тряпки. На эти мостки и поднялись директор с Сюнькой и только решили кинуть мертвеца в реку, как Сюнька спросил: - А простыня? - Снять надо, - согласился директор. - Там и штемпель имеется. Простыня снималась плохо, мертвец, сука такая, опять цеплялся пальцами. Над речкой уже стояла луна, отражалась в воде. Директор стал зачем-то еще светить зажигалкой, чтоб быстрей, да все обжигался и шипел: - Скоро ты, а? Горячо, собака! - Щас-щас... - приговаривал Сюнька. - Щас-щас. Наконец он сволок простыню, кинул ее комом в сторону и стал толкать мертвеца к краю мостков, чтобы тот упал в реку. Директор помог ему ногой, и тело с бульканьем свалилось. - Уплывет? - с сомнением спросил директор. - А то и под мосток затянет. - Черт с ним. Продрог весь... Пошли скорей назад, а то еще увидит кто. Увидеть кто вряд ли мог: баня была на берегу, никто вблизи не жил, только больница, да и та за деревьями. Больные, конечно, могли углядеть в окно, да все равно далеко. Не поймешь, в общем что увидишь. - Твою мать, - облегченно сказал директор. - Бывает же. В книжках читал, а тут сам... Слушай, Станислав, пойдем-ка ко мне, выпьем по сто грамм. А то аж колотит. Сюнька согласился, хотя обыкновенно пил мало. Но событие и правда случилось страшноватое, да и директору отказывать - себя не любить. В кабинете директор достал из шкафа початую бутылку "Посольской" и домашние бутерброды. Он налил себе в хрустальный фужер, Сюньке - в стакан от графина, примерно половину, подвинул бутерброд и сказал: - Ну, за... За что именно, директор не придумал, махнул рукой и выпил. Шумно выдохнул, сцапал закуску и стал жевать. Сюнька тоже высосал свою порцию, тихонько поставил стакан, и сказал, пряча бутерброд в карман: - Я пойду, там еще доубирать надо, Илья Ильич. - А... Иди, иди, - рассеянно пробормотал директор, глядя на оставшуюся в бутылке "Посольскую". Сюнька вернулся в моечное отделение, набрал в ведро воды погорячее и пошел мыть проходы между шкафчиками. Потом припомнил, что остановил обзор шкафчиков на номере 73, а их там еще двадцать четыре осталось, да три закрытых. Надо уж завершить... За вознаграждением дело не стало - уже в номере 75 Сюнька нашел червонец. Зеленый, свернутый вдвое, он лежал на полу и слегка подмок от натекшей воды. - Ай, спасибо, - неведомо кому сказал Сюнька, пряча денежку. Он отворял уже номер 81, когда в раздевалку вбежал, громко топая, директор. - Скорее! - закричал он, далеко выпучив глаза. - Скорее, Станислав! Сюнька не понял, что такое произошло, но схватил на всякий случай швабру и побежал следом. Кабинет директора располагался в полуподвальном этаже, и окно его выходило наполовину на двор за баней, а наполовину в специальную нишу в земле, откуда Сюнька часто выкидывал всякий мусор. И окурки кидали, и использованные в парной веники, и объедки, и опять же срали зачем-то, хотя туалет на улице тоже был и идти до него - всего-то метров двадцать. Хороший притом туалет, на четыре очка в каждом отделении, женском и мужском. В директорском оконце, что выходило в нишу, имелась форточка; в нее сейчас и колотился давешний мертвец. Он сполз в нишу так, что ноги и зад оставались наверху, и в такой позе страшно смотрел внутрь, пробуя рукою раму. - Ожил? - оторопело спросил Сюнька. - Да он небось и живой был! А мы его в воду, он и очухался. Пришел вот... Сюнька осмелился и подошел прямо к окну. Посмотрев внимательно в закатившиеся глаза гостя, он покачал головой и сказал уверенно: - Нет, Илья Ильич, мертвый. А чего уж лезет - не могу сказать. - Не могу-у... - передразнил директор. - А что делать с ним прикажешь? Сказка какая-то, прости господи. Гоголь. Ну иди уже! Пошел вон! Мертвец на это показал желтые зубы и стал царапаться в стекло ногтями. Потом попробовал погрызть его, но не преуспел, а по стеклу потекли мутные слюни. - Ну что это такое? - плаксиво сказал директор. - Сегодня футбол по телевизору, а тут он. Вот сволочь. - Может, уйдет? - предположил Сюнька, сжимая швабру. - Куда ж он уйдет... Видишь, сюда хочет, курва. Скребется. Кыш! Кыш! Мертвец все так же упорно царапал стекло и толкался в форточку. - В милицию позвоните, - сказал Сюнька. - К черту иди. Какая милиция? И не объяснишь ведь ничего. - А они его застрелят. - Как они его застрелят? Если он мертвый уже! Послал же бог дурака на мою голову! - с этими словами директор бессильно сел в стул и потянулся за графином. Сюнька подвинул его ближе, директор ухватил графин и принялся пить, обливаясь, давясь и стуча зубами о стекло. - Сходи на улицу, попробуй его за ноги вытянуть, - велел он, отдуваясь. - Не пойду! - уперся Сюнька. - Чего это? - Укусит. - Не собака же. А не пойдешь на улицу - пойдешь под сокращение, - выложил козырь директор. Это был верный ход, и Сюнька поплелся выполнять указание. Он вышел наружу со шваброй наперевес и остановился. Стало совсем уж темно, пошел мелкий снег, не снег даже, а так, крупа. Луну затягивали черные тучи, и Сюнька некстати вспомнил фильм ужасов "Вий". Передернулся, заглянул за угол. Из ниши торчали голый зад и мыльно-желтые ноги мертвеца. Они елозили туда-сюда, и в тишине слышалось, как мертвец что-то там бормочет, словно телевизор с прибранной громкостью, и неприятно похрюкивает. - Эй! - позвал Сюнька. Мертвец никак не ответил, продолжая дергать ногами. Тогда Сюнька осмелел, решил, что мертвец глухой, и стал подбираться к окну. Подойдя на длину швабры, он двумя руками воздел свое орудие и ударил мертвеца по жопе. Тот еще больше задергался, но полез не назад, как следовало бы ожидать, а вперед, тискаясь в окно. Посыпалось выдавленное стекло, до Сюньки донесся сдавленный вопль директора, который, видать, совсем напугался. Чтобы спасти директора, Сюнька схватил мертвеца за пятки и поволок прочь, но тот противился и урчал. Мало-помалу, но его удалось вытащить из ниши. Возле груды старых цинковых шаек Сюнька бросил мертвеца и изготовил швабру, чтоб отбиться, но тот, похоже, видно, устал от борьбы и тихо лежал, сопя. - Что там? - боязливо спросил директор, выглядывая наружу из своего окна. Из ниши была видна только верхняя часть головы. - Валяется. - Ты его стукни чем. - Шваброй сейчас стукну, - пообещал Сюнька, подобрал швабру и потыкал мертвеца в спину. Мертвец не взволновался, но клацнул зубами и противно дернулся. Потом почесал спину и сноровисто пополз к окну, почти побежал на четвереньках. - Что же такое в самом деле?! - вскричал директор, поспешно закрывая форточку. - Возьми у кочегаров лом или топор, а то швабра твоя ему до лампочки! Сюнька отправился к кочегарам. Дверь оказалась открыта, и он вошел в теплое, пахнущее углем нутро. В неверном свете, падающем от топок, на полу спал Петр Панкратьич. Петру Панкратьичу было уже много лет и директор все хотел спровадить его на пенсию, да видно забывал все время. Сейчас Петр Панкратьич спокойно спал прямо на каких-то брошенных лопатах. Его соратник Виля тоже спал, только на столе, сделанном из старой жестяной вывески "Нашивайте ярлычки, чтоб не перепутать белья". Вилю звали Вилен, и пришел он в кочегарку после армии, где его неаккуратно ударили по голове, после чего голова эта склонилась у Вили набок и он сильно поглупел. Виля говорил, что его ударили душманы, но никто не верил, потому что служил Виля в стройбате и по слухам на него упал пьяный строительный прапорщик из кабины экскаватора. Будить кочегаров Сюнька не стал, потому что толку от них пьяных видел мало. Покопавшись в полутьме, он нашел большой страшный лом с приваренной на конце рукояткой-петлей, а топора не нашел. Оно и хорошо: рубить мертвеца на части Сюньке не хотелось. Мертвец все полз в окно, а директор смотрел изнутри, словно рыба-телескоп из аквариума, и шевелил губами. - Сейчас я его! - крикнул Сюнька, чтоб директор не боялся, и ударил мертвеца ломом. Того проняло - полез задом из ниши схватить Сюньку, но тот ляпнул его еще раз по спине, потом по голове, а там и по морде. Изо страшного мертвецова рта посыпались зубы, белые и бескровные; подергавшись, мертвец успокоился и протянул вперед расслабленные руки. Сюнька потыкал его ломом. Острие оставляло на шкуре глубокие ямки, но мертвец не реагировал. - Идите сюда, Илья Ильич! - крикнул Сюнька. - И простыню, простыню несите! Директор с простынею в руках появился опасливо, выглянул из-за угла. - Точно сдох? - спросил он. - Вот, видите же, - и Сюнька воткнул в мертвеца лом. Тот молчал. - В самом деле, - успокоился директор. Они расстелили на земле простыню и укутали тело. На речке, все на тех же мостках, директор опять хотел столкнуть мертвеца прямо в простыне, но Сюнька остановил: - А простыня? - Снять надо, - как и в первый раз, согласился директор. - Там и штемпель имеется. Мертвец, сука такая, опять цеплялся пальцами. Луну укрыли облака, и директор стал светить зажигалкой, чтоб побыстрей, и опять все обжигался: - Скоро ты, а? Н-ну... От ить!.. Наконец мертвец свалился в реку и медленно поплыл по течению, словно боец, убитый про форсировании стратегически важной водной преграды. Директор покрестил его вслед и сказал плаксиво: - Домой я пойду... Футбол же... - А я пойду домою, - заключил Сюнька. Он посмотрел, не плеснет ли где мертвец. Мертвец не плеснул. Директор и Сюнька медленно пошли к зданию бани, где разделились - директор пошел смотреть футбол, а Сюнька - заканчивать работу. А в шкафчике номер 62 он все-таки нашел целых 50 рублей. Поэтому вечер у Сюньки получился радостный и замечательный - совсем не такой, как многие другие... 13 ноября 2002 г. |
© Ю. Бурносов, 2002
Любые материалы с настоящих страниц могут быть воспроизведены в любой форме и в любом другом издании только с разрешения правообладателей. |